Коробки передач. Основные типы коробок передач и принцип их работы

Рубрика: Ремонт и уход за авто
Метки: |
Среда, 21 октября 2009 г.
Просмотров: 35267
Подписаться на комментарии по RSS

Механическая КПП

Это самый распространённый вид трансмиссии автомобиля. Механической КПП было оборудовано авто на котором Вы сдавали вождение в автошколе, там же рассказывают и про её устройство, а значит мы не будем заострять на неё внимание. Но всё же напомним, что данный вид КПП предусматривает смену передач только в ручном режиме.

Автоматическая КПП

Данный вид трансмиссии работает самостоятельно, т.е. смена передач выполняется программой по заданному алгоритму. От Вас требуется лишь перевести рычаг АКПП в определённый режим работы коробки. Режимы эти, а так же их пояснение, приведены ниже:

Режим «P» – выбирается при длительной стоянке автомобиля. В этом положении в АКПП выключены все элементы управления, а ее выходной вал и связанные с ним ведущие колёса заблокированы, поэтому движение автомобиля невозможно. На этом режиме разрешен запуск двигателя.


Режим «R» – задний ход. Перевод рычага в положение «R» во время движения может привести к выходу из строя коробки передач и других элементов трансмиссии. В этом положение запуск двигателя невозможен.

Режим «N» – нейтраль. В этом режиме двигатель и ведущие колёса не связаны. Автомобиль может двигаться накатом, т.е. свободно перемещаться, его также можно буксировать. В этом режиме разрешен запуск двигателя.

Режим «D», «Drive» – основной режим движения. Он обеспечивает автоматическое переключение передач.

Режим «Sport», «S», «PWR», «Power», «Shift» – спортивный режим. В этом режиме двигатель работает в «диапазоне бодрости», т.е. диапазоне оборотов с максимальным крутящим моментом. Но с ростом оборотов двигателя, растёт и расход топлива.

Режим «Norm» – режим для спокойной езды, ещё его называют экономичным. Переключение на повышенную передачу, происходит на средних оборотах двигателя.

Режим «W», «Winter», «Snow» – «зимний» режим. Предотвращает пробуксовку колёс как при страгивании с места, так и при смене передач. Также влияет на динамику разгона.

Режим «1», «L», «Low» – разрешено движение только на первой передаче. Рекомендуется при движении на крутых спусках, в грязи и прочих суровых дорожных условиях.

Режим «2» – разрешено движение только на первой и второй передачах. Рекомендации аналогичны предыдущему режиму.

Режим «3» – разрешено движение на первых трех передачах. Рекомендуется при движении по холмистой дороге, при частых остановках.

Ручной режим – значки «+» и «-» говорят о возможности ручного переключения передач. Правда в этом режиме Вы не сможете поиграть передачами как Вам захочется, у «электронного мозга» свой взгляд на всё происходящее, и если он сочтёт переключение неуместным, то так тому и быть, хотя всё конечно зависит от производителя, в том числе и название, самое распространённое название АКПП такого типа - Tiptronic. Так же производитель решает каким образом будет происходить кучное переключение, либо это кнопки на кулевом колесе, либо подрулевые «лепестки», либо сам рычаг АКПП.

Функция «Kick-down» – ускорение. Суть его в том, что если Вам необходимо резко ускориться, например при обгоне, то необходимо хорошенько притопить педаль газа, а точнее именно топнуть, в этот момент электроника понижает передачу на 1-2 ступени и выкручивает двигатель на всю катушку. После этого достаточно приотпустить педальку, что бы опять всё встало на свои места.

Роботизированная КПП

Это нечто среднее между механической и автоматической коробками. По устройству – механика, по взаимодействию водителя с ней – автомат. Поясню, передачи переключаются в ручную, но сцепление выжимать не надо, это за Вас сделает электроника. Вы спросите, так чем же она отличается от ручного режима на «автомате», и этот вопрос будет вполне резонным, им задаются люди не заморачивающиеся техническими особенностями. И действительно, к чему забивать голову такими тонкостями, достаточно знать принципиальное отличие. Именно для таких людей я это отличие объясню, как уже было сказано, в ручном режиме «автомат» не даст Вам своевольничать, «робот» же наоборот, подчиняется воле водителя, а самостоятельно работает лишь со сцеплением. Ещё одно отличие, у «робота», обычно, присутствуют рывки при смене передачи. Но не думайте, что «робот» как и «механика» управляется исключительно в ручную, у него присутствует и полностью автоматический режим.

На сегодняшний день на рынке есть более современная версия роботизированной КПП, это преселективная коробка передач или коробка с двумя сцеплениями. В ней предусмотрено своё сцепление для чётных (2, 4, 6) и нечётных (1, 3, 5, R (задняя)) передач. В то время как одно сцепление задействовано в передаче крутящего момента, другое уже готово вступить в действие по первой команде водителя. Размыкание первого и смыкание второго сцепления происходят, практически, одновременно, вследствие чего смена передач в такой коробке не чувствуется абсолютно, т.е. Вы получаете постоянный поток мощности! В силу своих конструктивных особенностей эта КПП гораздо экономичнее «механики» и уж тем более «автомата». У различных производителей она может называться по-разному, например, у Volkswagen она называется DSG, а у Audi – S-Tronic.

Вариатор

Эта трансмиссия принципиально отличается от всех перечисленных ранее, по принципу работы. Если вышеперечисленные коробки имели общий принцип работы, основанный на механической КПП, а именно, изменение фиксированных передаточных отношений происходило путём смены передачи КПП. То есть, для смены передачи на более высокую, необходимо раскрутить двигатель до определённых оборотов, что бы на повышенной ступени, ему хватило мощности для передачи крутящего момента на КПП, а той, в свою очередь, на колёса. У вариатора же изменение передаточного отношения происходит плавно, а обороты двигателя постоянно находятся в диапазоне, например, максимального крутящего момента. Вот для лучшего понимания, давайте рассмотрим принцип работы вариатора.

Есть несколько видов вариатора, но мы рассмотрим самый распространённый – клиноременной. Передаточное число здесь меняется не путём смены шестерёнок, а путём смыкания и размыкания двух пар конических дисков (щёк), которые образуют два шкива с изменяемым диаметром и, как следствие, изменяемым передаточным числом.


Ведущий центробежный шкив вариатора.

1 - неподвижная щека шкива, жестко прикрученная к цапфе (хвостику) коленчатого вала 5 болтом 8 с шайбой 6. Клиновидный ремень 2 размещен между щеками 1 и 3. Щека 3 устроена так, что свободно перемещается на валу 5. Перемещают ее ролики 4, которые упираются в упорную и неподвижную щеку 9. Под воздействием центробежной силы, ролики 4 расходятся от центра вала 5, тем самым сдвигая щеку 3 ближе к щеке 1 и выталкивая ремень 2 дальше от вала 5. Положения роликов 4 и щеки 3 на разных оборотах двигателя Вы уже видели на четырех рисунках ниже.

Ведомый шкив.

От ведущего шкива он отличается тем, что у него нет роликов, вместо них пружина. В тот момент когда на ведущем шкиве щеки сближаются, выталкивая при этом ремень, на ведомом шкиве щеки (а именно двигается щека 5 по валу 7, щека 6 установлена жестко и неподвижна) наоборот, расходятся, сжимая пружину 3, и ремень опускается глубже. Благодаря пружине 3 клиновидный ремень всегда натянут, и натяжение его пропорционально увеличивается с увеличением оборотов. Это в свою очередь позволяет не проскальзывать ремню на более высоких оборотах, нагрузка на которых больше, чем на более низких.

Ремень скользит по щёкам шкива, за счёт чего изменение передаточного отношения происходит плавно, кроме того, оно здесь имеет множество значений, в отличии от механической или автоматической КПП, там количество ступеней варьируется от 4 до 7.

Казалось бы, всё здорово, двигатель постоянно выдаёт полную мощность, расход топлива минимален, но многим водителям не нравился постоянный вой двигателя, являющийся неотъемлемой частью максимальной мощности. Ведь большинство привыкли к нарастанию звука двигателя, и производители пошли на уступки клиентам (иначе и быть не могло), устанавливая электронный блок управления с программой, описывающей работу вариатора. Как следствие у вариатора появились виртуальные передачи с фиксированными передаточными числами, и он стал похож на «автомат». Вот только смена, этих передаточных чисел так и осталась плавной, что многим очень нравится.

Автор: Matematik 4;

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru rutvit.ru myspace.com technorati.com digg.com friendfeed.com pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 1
  1. Спасибо, хорошая статья!

    Кстати, может пригодится, более детальная информация про виды коробок передач:

     http://autodriving.net/tipy-korobok-peredach/