Краткий обзор ситуации на рынке автомобилей России

Рубрика: Это интересно
Воскресенье, 6 декабря 2009 г.
Просмотров: 9327
Подписаться на комментарии по RSS

В статье рассматривается зависимость преобладания тех или иных марок авто от территории, положение отечественного производителя на рынке, прирост числа авто в России и другое.

Рынок легковых автомобилей в России за последнее время сделал большой скачок в своем развитии. Почти каждый пятый россиянин имеет в своем распоряжении не менее одного автомобиля. Это примерно 17% от всего населения РФ ( По данным компании «Romir Monitoring».). В большинстве случаев выбор при покупке легкового авто падает на продукцию иностранных производителей. Такой выбор обусловлен безопасностью, качеством и доступностью этих автомобилей. Если в прежние времена намного выгоднее было взять отечественный автомобиль, то в настоящее время разница в цене новых отечественных авто с некоторыми моделями иностранных марок не значительна, а качество желает лучшего.

Также на выбор производителя автомобиля влияет местоположение региона, в котором проживает автовладелец. Ниже приведена некоторая статистика за первую половину 2009 года. На первом месте по количеству импортных автомобилей идет Владивосток. Из 373 тыс. зарегистрированных в этом городе легковых автомобилей, 334 тыс. (89,6%) - иномарки. Схожие показатели и у других дальневосточных городов: Петропавловск-Камчатский (88,3%), Находка (87,3%), Хабаровск (86,8%) Южно-Сахалинск (86%), Артем (81,8%), Комсомольск-на-Амуре (79%), Уссурийск (75,9%), Благовещенск (74,9%), Магадан (71,3%). Иномарки в этом регионе в подавляющем большинстве не новые, с правым рулем, завезенные в разные годы из Японии. Половине из них уже больше 15 лет. Лидер во всех городах Дальнего Востока – Toyota (от 40% до 60%). Дальше идут Nissan, Mitsubishi, Honda и Mazda. В Калининграде доля иномарок составляет 84,6%. В Сибири самая высокая доля иномарок в Иркутске (70%), Улан-Удэ (59,8%), Ангарске (58,3%), Новосибирске (55%) и Красноярске (50,6%). В центре и на северо-западе страны, помимо Москвы (57,8%) и Санкт-Петербурга (52,4%), можно выделить Рыбинск Ярославской области (60,3%), Мурманск (54,4%), а также подмосковные города: Красногорск (55,3%), Мытищи (54,6%), Одинцово (54,4%) и Химки (51,9%). Меньше всего иномарок в тех городах, где господствует продукция АвтоВАЗ. В Хасавюрте 9%, в Дербенте 11%, в Димитровграде 13%, в Орске 14,4%, в Новотроицке 14,8%, в Грозном 15,4%, в Махачкале 15,6%, в Назрани 17,2%, в Черкесске 17,3%. А в Тольятти, несмотря на высокую долю местной продукции (73,5%), уже каждый пятый легковой автомобиль (20,2%) – иномарка (по данным агенства «Автостат»).


Данная статистика свидетельствует о повышенном интересе к легковым автомобилям иностранного производства. Из приведенных данных также можно выделить, что преимущественно отечественные легковые автомобили пользуются спросом в местах их производства. Этот факт можно объяснить тем, что большинство работающего населения в этих местах являются персоналом заводов производителей, в результате чего, вероятнее всего, получают льготы на приобретение автомобилей, собранных на их предприятие, а также большой насыщенностью рынка в этих регионах автомобилями заводов-производителей, расположенных там же.

Не только выбор отечественных автомобилей зависит от местоположения завода-производителя, но и на выбор иномарок, отчасти, влияет тот же фактор. Например, под Санкт-Петербургом построены два завода иностранного производителя, а именно: Ford и Totota. Соответственно, наибольший объем реализации продукции этих заводов рассчитан на Санкт-Петербург и Ленинградскую область, а также близлежащие регионы. Таким образом, преобладание этих марок в данных местах больше чем всех остальных.

В настоящее время цена большинства автомобилей отечественного производства, купленных в первой половине 2009 года, находится в пределах от 100 тыс. до 250 тыс. рублей. Если обратить внимание на то, что цифры не большие, то можно понять, что это один из факторов, благодаря которому автомобили отечественного производства до сих пор пользуются спросом. Цена же иностранных марок, наиболее пользующихся спросом находится в диапазоне от 350 тыс. до 500 тыс. рублей. Эти цифры обусловлены в первую очередь уровнем доходов населения.

С каждым годом производители легковых автомобилей стараются улучшать комфортабельность, безопасность, внешний вид и технические характеристики производимых авто, но делают это так, чтобы стоимость их стоимость не сильно отличалась от стоимости предыдущих моделей и моделей конкурентов.

Худо обстоит положение дел у производителей отечественных марок легковых автомобилей, спрос на которые с каждым годом только падает. Поддержка правительства страны и активная маркетинговая политика не помогают в сложившейся ситуации. Из слов первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова следует, что общий долг АвтоВАЗа на данный момент составляет около 100 млрд. рублей, а долг компании ГАЗ равен примерно 39 млрд. рублей. Известно, что в планах правительства поставить отечественные марки на ноги к 2020 году. Для этого уже проводятся определенные мероприятия, например, АвтоВАЗу выделено 25 млрд. рублей и готовы дать еще 12 млрд. Плюс немало важным событием, которое может оказать влияние на Российскую автомобильную промышленность, стала покупка 25% процентов акций АвтоВАЗа французской автомобильной компанией «Renault» («Российская газета»-центральный выпуск №5012 (188) от 7 октября 2009 г.). Возможно, через некоторое время отечественные автомобили выйдут на уровень иностранных и составят им достойную конкуренцию.

По причине мирового финансового кризиса в этом году пострадало и производство иностранных марок. Объем производства иностранных автомобилей на территории Росии в 2009 году составит порядка 1,39 млн. машин – это сильный спад по сравнению с прошлым годом. Но несмотря на это, по словам главы сбербанка Германа Грефа, иностранные производители не будут сокращать объемы вложений в Российский автомобильный рынок, потому что считают что у него огромные перспективы и они не хотят отдавать их конкурентам («Российская газета»-центральный выпуск №5012 (188) от 7 октября 2009 г.).

Помимо новых автомобилей, о которых шла речь выше, отечественный автомобильный рынок насыщен подержанными автомобилями. Среди подержанных отечественных авто встречаются и 30 летние машины. Среди б/у авто на Российском рынке 70% занимают автомобили отечественного производства. Данная цифра образовалась по причине того, что при Советском Союзе иностранные авто практически не могли попасть внутрь страны. Затем последовали тяжелы для страны 90-е годы, в результате событий которых уровень жизни населения резко упал, что стало причиной популярности отечественных автомобилей в основном б/у, но иногда и новых. В период с 1999 по 2002 год объем подержанных иностранных автомобилей, ввезенных на территорию России, резко вырос. Причиной этому послужил выросший спрос и небольшие таможенные платежи. С 2002 по 2008 гг. количество ежегодно ввозимых авто постепенно сокращалось, потому что уровень доходов населения повышался и люди начали испытывать потребность в новых авто. В конце 2008 года - 2009 году произошло резкое сокращение количества ввезенных б/у автомобилей примерно в на 74,1% (по данным агентства «Автостат»). Основной причиной этому было повышение размера таможенных платежей на ввоз подержанных автомобилей, принятие мер правительством РФ по поддержке российского производителя и решению проблем, связанных с оборотом б/у транспортных средств на территории России.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru rutvit.ru myspace.com technorati.com digg.com friendfeed.com pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru del.icio.us