Внедорожники для трофи-рейдов.

Метки:
Среда, 4 ноября 2009 г.
Просмотров: 13158
Подписаться на комментарии по RSS

В статье описаны основные регламентные требования и описание классов в трофи

Трофи-рейд – это преодоление экстремального грязевого бездорожья на специально подготовленных автомобилях. Самые масштабные соревнования длятся несколько дней и состоят из нескольких этапов. Скорость здесь не имеет такого значения как в ралли, зато многое зависит от показателей геометрической проходимости. Здесь также есть учёт времени и штрафные очки. За последние 5 лет в этом виде соревнований произошёл качественный скачок, и конструкция трофи-внедорожников сегодня довольно своеобразна. Рассмотрим её на примере самого распространённого – УАЗ-469.

Все автомобили в трофи делятся на классы ТР1, ТР2 и ТР3 в зависимости от уровня переделки стандартной машины. Самый доступный класс – ТР1. Машина – в заводской комплектации, допуска-ются лишь небольшие изменения: шины на дюйм шире, блокировка диф-ференциала, более ухватистый руль, дополнительная защита агрегатов, лебёдка и радиостанция СВ-диапазона 27 МГц. Двигатели – традиционные для УАЗов; технические требования для этой группы предписывают минимальный годовой объём производства 1000 штук.


Многие ставят «низовой» распредвал (расширенные фазы газораспределения обеспечивают пик крутящего момента на более низких оборотах) с увеличенным подъёмом клапанов. Вместо штатного железного вентилятора ставят два ВАЗовских с электроприводом, датчиками и тумблером, иначе в броде лопасти, ввинчиваясь в воду, гнутся и рвут трубки радиатора. На любой подготовленный для трофи УАЗ ставят «военные» мосты с колёсными редукторами. Большое передаточное отношение, высокий клиренс и прочные полуоси делают их весьма конкурентоспособными. Другая полезная опция – гидроусилитель руля, который полезен, когда колёса увязают в болоте по ступицы или даже выше. Кстати, чтобы этого избежать, давление в шинах перед преодоле-нием опасного участка снижают до 0,2 атм (при этом уменьшается удельное давление на грунт), а после него колёса снова подкачивают до нормы. Для того, чтобы при столь низком давлении колёса не разборти-ровались, на диск устанавливают специальное стопорное устройство – «бедлок» (bed lock). Шноркель на таких машинах тоже не редкость, но здесь он служит для другой цели – эффективного преодоления бродов. Лебёдка, обязательная во всех классах, имеет механический ременный привод от коленвала. Электромотор может при предельных нагрузках просто сгореть, ремень же в такой ситуации скользит по шкиву, не пере-гружая привод.

Более серьёзно готовят УАЗы в классе ТР-2 – здесь уже можно поднимать кузов, переделывать подвеску, ставить шины внешним диаме-тром до 36 дюймов и нестандартные двигатели. Например, существуют УАЗы с восьмицилиндровым ЗМЗ-53. Для него переделывают картер маховика под стандартную КПП, кронштейны на раме, рулевой механизм, системы охлаждения и выпуска. Ставят и импортные дизели – фирм «Мерседес», «Ниссан», «Тойота», «Андория». Коробку передач и раздаточную коробку и здесь оставляют УАЗовскими – в соответствии с техтребованиями. Как показала практика, стандартная трансмиссия вполне способна выдерживать более высокие нагрузки. Вместо барабан-ных тормозов на «военные» мосты ставят дисковые от автомобиля «Соболь»: они совпадают по шпилькам, нужно лишь приварить кронш-тейны для суппортов. Преимущества – не надо долго сушить колодки после брода, а менять их легче (это актуально, так как из-за грязи, пыли и воды за 1000-километровый маршрут изнашивается не один комплект). При езде по валунам и колее нельзя допускать диагонального вывешивания – машина без блокировки межколёсных дифференциалов застрянет. Здесь важен большой ход подвески, возможность зацепиться за грунт. Такая подвеска есть на УАЗ-31514 – передняя на пружинах и продольных рычагах, но сделана она под обычный «колхозный» мост без редукторов. Выход находят, срезая оттуда кронштейны и приваривая их к балке «военного» моста, или изготавливая свои по образу и подобию заводских. Заднюю подвеску иногда берут от длиннобазного УАЗ-3153. Она на длинных параболических рессорах и ход с ней вполне приемлем. Но ещё лучше работает задняя подвеска на пружинах с двумя продоль-ными штангами и верхним треугольным рычагом с шаровым шарниром – схема Land Rover Defender, от которого и берут треугольник.

В автомобилях класса ТР3 (или «спорт-прототипы») иногда трудно угадать их первоначальный облик. Чтобы облегчить автомобиль, при его постройке удаляют всё ненужное, включая заднюю часть кузова: кабина заканчивается за креслами водителя и штурмана. На освободившемся месте могут быть закреплены запасное колесо, лопаты, ящики для инст-рументов и другое специальное оборудование. Некоторые стальные ку-зовные панели заменяют алюминиевыми. Разрешено устанавливать ко-лёса размером до 40 дюймов диаметром и 16 дюймов – шириной, а также менять светотехнику – часто можно увидеть военные ударопрочные фары от БТР. Подвеска – на продольных рычагах, но вместо пружин и амортизаторов гидропневматические пружинные стойки. Обязателен пространственный каркас безопасности.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru rutvit.ru myspace.com technorati.com digg.com friendfeed.com pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru del.icio.us