Рулим грамотно. От простого держания руля до маневрирования рулем

Рубрика: Дорожные происшествия ДТП -> Начинающему водителю
Четверг, 21 октября 2010 г.
Просмотров: 10589
Подписаться на комментарии по RSS

Руль – это, пожалуй, единственный орган управления автомобилем, с которым водитель работает постоянно, в отличие от педалей «газа», тормоза, сцепления и рычага коробки передач. Именно с рулем он контактирует большую часть времени вождения автомобиля. Но кроме очевидности количества надо учитывать еще и качество, т.е. насколько качественно водитель контактирует и управляет рулевым колесом. От простого держания в обычной дорожной обстановке до выполнения экстренных рулений во избежание ДТП. Казалось, вроде бы не так важно, как именно водитель выполняет маневры рулевым колесом при поворотах, разворотах, обгонах и т.п. И уж тем более как он держит руль при обычном прямолинейном движении. Но именно даже от правильной техники простого держания рулевого колеса уже зависит готовность водителя к предотвращению ДТП.


Техника руления для наглядности сравнивается с циферблатом часов, т.е. какая рука в данный момент находится на каком часе циферблата, начиная с какого часа циферблата необходимо крутить руль и т.д. Обыкновенное удержание рулевого колеса на дороге заключается в расположении левой руки на цифре 10, а правой – на цифре 2. Но эти цифры справедливы только для легкового автомобиля, где диаметр руля меньше, чем у больших автомашин. Вообще в зависимости от диаметра рулевого колеса применяется целый диапазон: левая рука – от 9 до 10 часов 30 минут, правая – от 1 часа 30 минут до 3 часов. Немаловажное значение также имеет и положение кистей рук, которые удерживают рулевое колесо, т.н. хват. Хват бывает закрытый, полуоткрытый и открытый, закрытый хват называют еще основным. Закрытый хват – это когда большой палец обхватывает руль с внутренней стороны, а все остальные сжимают снаружи. Применяется всегда, за исключением больших скоростей, где нужна высокая точность руления. Вот в последнем случае целесообразнее использовать полуоткрытый хват – большой палец сжимает руль не с внутренней стороны, а упирается в обод, как бы просто ложится вдоль обода руля. Этим достигается высокая точность руления. Последний, открытый хват. Тут уже все 5 пальцев сжимают рулевое колесо только снаружи. Это ошибочный хват и его использовать не надо. Он не только уменьшает контакт с рулевым колесом, но и на неровной дороге или в случае внезапного препятствия либо прокола шины руль может просто выбить из рук.

Теперь о самой технике руления. В обычном (безаварийном) вождении, т.е. не требующем каких-либо особых навыков руления для предотвращения ДТП или критической ситуации, существует не так уж много способов работы с рулевым колесом.

(Здесь следует сделать небольшую оговорку. Хоть и нужно стремиться к предотвращению критической ситуации, т.е. требующей активных действий во избежание ДТП, но, тем не менее, никто не застрахован от такой ситуации на дороге. И поэтому здесь выручат доведенные до автоматизма скоростные навыки руления с использованием более продвинутой техники руления, чем та, что описывается здесь.)

Итак, во-первых, рассмотрим работу с рулем при обычном прямолинейном движении автомобиля. Это руление называется корригирующим, здесь требуется лишь подруливание на небольшой угол от исходного положения. Как правило, это поворот руля в положение 8 – 12 или 12 – 4 в зависимости от направления выравнивания траектории (опять же по аналогии с циферблатом часов, т.е. исходное положение принимается как 10 – 2). Для этого способа руления характерен постоянный хват рулевого колеса, т.е. без изменения положения рук.

Далее идет техника руления, используемая для начала движения автомобиля, удержания его на плохих дорогах и дорогах с повышенным сопротивлением качению. Суть его в том, что для поворота, например, направо правая рука поворачивает руль из положения 2 (исходного) в положение 4, а левая одновременно с этим скользит вниз из положения 10 до положения 8. Далее все наоборот: левая рука уже поворачивает (из 8 часов к 12 часам, т.е. теперь уже вверх, а не вниз), а правая – скользит (от 4 к 2 часам).

Это – силовое руление, и кроме описанных чуть выше случаев его применения, оно также используется для стабилизации автомобиля при угрозе бокового опрокидывания в какую-либо сторону, в случае внезапного прокола шины на скорости и во всех других подобных случаях, когда требуется приложить максимальное усилие к рулевому колесу, чтобы не потерять с ним контакт.

В принципе описанная выше техника может применяться и для обычных поворотов и разворотов, но в случае необходимости повернуть рулевое колесо быстрее и на больший угол, применяется более скоростной вариант поворота. Его отличие в том, что руление происходит не поочередно в левом и правом боковых секторах рулевого колеса (т.е. в диапазонах 6 – 12 и 12 – 6), а только на том боковом секторе, в сторону которого осуществляется поворот. Также используется перекрестный перехват рук, т.е. когда одна рука переносится над другой в момент отрыва ее от положения 4 часа и переноса в точку 12 часов по хорде рулевого колеса (по кратчайшему пути). Например, если надо таким образом повернуть руль направо, то выполняется серия действий:

1. мы поворачиваем его из исходного положения (10 – 2) без отрыва рук до положения 12 – 4;

2. далее одновременно левая рука продолжает вращение до точки 4 часов, а правая отрывается от 4 часов и по хорде руля, т.е. по самому короткому пути переносится в точку 12 часов;

3. затем так само одновременно правая рука продолжает вращение руля от 12 часов к 4 часам, а левая – от точки 4 часа по хорде переносится в точку 12 часов.

Это руление называется скоростным и в принципе есть основным видом руления для предотвращения аварийных ситуаций на дороге. Но есть еще вариант скоростного руления одной рукой, т.к. не всегда получается рулить именно двумя руками. А при езде задним ходом такое руление является просто незаменимым, т.к. позволяет увеличить обзор сзади за счет поворота корпуса водителя. Исходное положение для такого руления – это точка 12 часов. Последовательность действий для поворота, например, направо следующая:

1. из исходного положения правой рукой поворачиваем руль до такой точки циферблата, когда вращение без смены хвата руки становится невозможным;

2. далее мы разжимаем все пальцы и через ребро ладони переходим к рулению тыльной стороной кисти, т.е. обратной стороной ладони;

3. и рулим таким образом в нижнем секторе;

4. затем опять через ребро ладони переходим к прежней ее (ладони) стороне;

5. и пока что рулим открытым хватом,

6. который потом, естественно, изменяем на закрытый;

7. ну и потом рулим закрытым хватом, пока опять не придет очередь сменить хват.

Вот, в принципе и все основные способы руления, которыми должен владеть каждый водитель для безопасного и качественного управления автомобилем. Но помимо этого есть смысл вносить некоторые коррективы по удержанию руля в исходном положении. Поскольку не всегда есть возможность держать руль именно двумя руками, то в момент отрыва одной из рук от руля (переключение передач, управление магнитолой, печкой и т.д.) вторая оставшаяся рука (как правило, это всегда левая) должна перемещаться к точке 12 часов и оставаться там на время, пока вторая рука будет занята. Хотя, конечно, время такого руления нужно сократить до минимума, за исключением, конечно, маневрирования задним ходом.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru rutvit.ru myspace.com technorati.com digg.com friendfeed.com pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru del.icio.us